Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день стоит отметить увеличение объёмов привлечённых инвестиций в национальную экономику стран Европы, причём данная тенденция сохраняется на протяжении последних лет. Такая же ситуация наблюдается и в нашей стране: за последнее время заметен рост числа свободных экономических зон (СЭЗ) и объёма вложенных в них средств. Однако воздействие ряда мировых и региональных проблем (увеличение числа безработных; введение санкций против РФ; кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции) могут повлиять в меньшей степени на экономическую сферу страны при условии ещё большего расширения деятельности СЭЗ. Применение в практической деятельности теоретических концепций из зарубежного опыта позволит особой экономической зоне выступить инструментом в решении сегодняшних экономических проблем.
Одним из направлений современной финансово-экономической политики российского государства считается вывод страны и ее территории из состояния кризиса. Стратегическая задача изменения существующей системы включена в переход к последнему этапу инновационного экономического развития, формируя дополнительные механизмы, обеспечивающие специфику экономического, научного и природного потенциала региона. Одним из таких механизмов является институт особых экономических зон.
В настоящее время, в период глобализации мировой экономики, для большинства развитых и стран мира первоочередной задачей является обеспечение открытости своих национальных экономик и их интеграции в мировое экономическое пространство. Одним из наиболее эффективных инструментов содействия достижению этой цели является экономическое зонирование путем создания территорий с особым экономическим статусом. Благодаря широкому спектру возможностей для привлечения инвестиций, активизации международной торговли и привлекательной политике преференций для жителей, эти регионы широко представлены по всему миру. В рамках политики создания привлекательной инвестиционной среды к резидентам территорий с особым экономическим статусом применяются льготные виды предпринимательской деятельности. Предоставлять резидентам различные льготы: особенно налоговые, административные и коммерческие. Особое место в этом списке занимают налоговые или фискальные льготы, которые в настоящее время оказывают гораздо большее влияние на инвестиционные решения, чем в предыдущие годы.
Основным фактором, вызывающим такую ситуацию, является значительное увеличение суммы предоставляемых налоговых льгот и срока их применения. Также невозможно игнорировать тот факт, что в последние десятилетия неналоговые барьеры во всем мире снизились: происходит либерализация торговли и увеличение потоков капитала. Изменения характерны и для самого предприятия: меняется его организационная структура, виды производимых товаров, характер производства и торговли. В частности, из-за высокого уровня развития логистики и коммуникаций в одной и той же стране становится все меньше компаний, производящих и продающих товары. Однако финансовые выгоды для жителей территории с особым экономическим статусом, по крайней мере, на начальном этапе ее развития, заключаются в огромных бюджетных расходах, сопровождающихся непоправимо высокими рисками.
Свободные экономические зоны были созданы и хорошо функционируют во многих странах по всему миру. Они также работают в промышленно развитых странах, таких как Соединенные Штаты, Япония, Германия, Соединенное Королевство, Канада и развивающиеся страны. Многолетняя активная международная практика зарубежных стран по созданию и функционированию свободных экономических зон показала, что эффективно использовать этот метод улучшения экономики и внедрения новых экономических концепций в изолированных районах территории принимающей страны. Учитывая, что Россия в настоящее время сталкивается с аналогичными трудностями в экономической сфере, эти трудности решаются зарубежными странами, в том числе путем создания свободной экономической зоны, например, путем модификации национального оборудования и технологий, увеличения экспортного потенциала, пополнения валютных резервов и восполнения дефицита собственных финансовых ресурсов. Россия также встала на путь создания своей собственной территории свободной экономической зоны.
Целью данного исследования является анализ типологии и международного опыта свободных экономических зон как инструмента региональной бюджетно-налоговой политики.
Реализация указанной цели предполагает необходимость решения следующих основных задач:
рассмотреть понятие свободных экономических зон;
описать свободные экономические зоны как инструмент реализации эффективной налоговой политики;
проанализировать систему налоговых стимулов для резидентов СЭЗ на практике;
разработать направления совершенствования налогового стимулирования для резидентов СЭЗ исходя из международного опыта.
Объект исследования – СЭЗ, предмет исследования – система налогово-бюджетной политики в части регулирования СЭЗ.
Теоретическая основа исследования включает перечень источников, используемых автором в процессе написания работы.
Методы исследования: анализ, синтез.
Структура исследования определена задачами и включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованных источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СТИМУЛОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1. Понятие свободных экономических зон
Создание в Российской Федерации свободных экономических зон (далее – СЭЗ) стало одним из наиболее потенциально эффективных решений, направленных на оптимизацию политики территориального развития страны. Целесообразно акцентировать внимание содержании понятия «особые экономические зоны» в отечественной литературе.
Так, например, О.В. Качур и С.И. Рудаков под свободной экономической зоной понимают экономический регион в стране, который создается с целью стимулирования экспорта промышленной продукции и экономического развития посредством широкого спектра специальных исключений, касающихся в некоторых случаях налогов, квот, таможенных и даже трудовых норм. Другими словами, экономические условия в данных зонах отличаются от условий страны в целом. Особые экономические зоны являются инструментом экономического развития, способствующим быстрому экономическому росту, с использованием различных мер поддержки для привлечения целевых иностранных и внутренних инвестиций и технологий.
Практика СЭЗ из многих частей мира свидетельствует о том, что феномен СЭЗ может стимулировать рост и занятость. Сегодня концепция промышленной зоны получает все большее признание во всем мире. В связи с этим основными целями создания особых экономических зон являются:
ускорить экономическое развитие регионов;
создавать новые рабочие места;
привлечь иностранных инвесторов.
Инвестиционный капитал рассматривает организацию внутреннего производства в свободной экономической зоне как важнейшее направление его расширения, потому что льготы, предоставляемые в свободной экономической зоне, позволяют получать более высокую прибыль
Анализ современной мировой практики применения особых экономических зон показывает очевидные потенциальные преимущества:
1. Создание рабочих мест.
2. Валютная выручка.
3. Повышение квалификации.
4. Прямые иностранные инвестиции.
5. Правительственные доходы.
6. Испытательная площадка для более широкой экономической реформы.
7. Передача технологий и внедрение современной практики управления.
8. Значительные налоговые льготы.
9. Повышение эффективности торговли отечественных товаров.
10. Содействие кластерам.
Основным преимуществом инвестирования в особую экономическую зону является возможность получения налоговой льготы. .
Е.В. Безикова под особыми экономическими зонами понимаются национальные территории, точно определенные Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения финансово-экономического развития страны (региона) и повышения ее конкурентоспособности на мировой арене была введена специальная правовая система для корпоративной деятельности в соответствии с российским законодательством, проявляющийся в:
установлении комплекса взаимосвязанных мер стимулирования предпринимательской деятельности резидентов ОЭЗ, дифференцированных в зависимости от типа и вида конкретной ОЭЗ;
установлении особого правового режима финансирования ОЭЗ;
установлении специального порядка допуска к осуществлению хозяйственной деятельности в ОЭЗ;
наличии собственной, относительно обособленной специальной системы органов управления;
закреплении механизмов государственного контроля и надзора за реализацией проекта ОЭЗ;
установлении ответственности субъектов отношений, возникающих на территории ОЭЗ, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) принятых на себя обязательств;
сопровождении создания ОЭЗ на определенной территории нормативно-правовым актом .
Таким образом, авторы рассматривают ее как особую географическую зону, отличающуюся от других территориальных единиц законами бизнеса, функция которых заключается в поощрении инвестиций, снижении налогов, увеличении вариантов и форм квот, введении и принятии новых трудовых и таможенных правил. Учитывается и другая цель создания ОЭЗ – привлечение иностранных инвестиций и ориентация производителей на выход на мировой рынок.
Свободная экономическая зона является одним из способов повышения конкурентоспособности и более активной интеграции национальной экономики в международные экономические отношения. Свободная экономическая зона (СЭЗ) является важным институтом мировой экономики и одним из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются особой формой стимулирования участия в международном разделении труда. Создание свободной экономической зоны направлено на привлечение местного и иностранного капитала, а также на расширение экспорта, увеличение валютных поступлений, приобретение новых технологий, улучшение платежного баланса и, в конечном счете, внесение вклада в развитие национальной экономики и ее более тесную интеграцию в мир.
Свободная экономическая зона может быть определена как неотъемлемая часть экономического комплекса страны, и на этом этапе она в первую очередь выделяется из общего экономического фона. Неотъемлемая часть экономического комплекса страны обеспечивает сбыт и производство социальной продукции, в том числе зарубежной, для достижения определенной цели в социально-экономическом развитии страны.
Определение свободной экономической зоны отражает территориальный суверенитет, экономическую сложность, коэффициент распределения расширенного воспроизводства и специальные механизмы регулирования. Другими словами, особые экономические зоны являются частью национального экономического пространства. В этом регионе внедряется особая преференциальная экономическая система для отечественных и зарубежных предпринимателей, которая не применяется в других регионах и способствует решению различных социально-экономических, научно-технических проблем. Создание и развитие свободной экономической зоны направлено на решение определенных приоритетных экономических задач и реализацию стратегических планов и проектов. Особенностью свободной экономической зоны является развитие практически всех возможных форм международного экономического сотрудничества. Для стран, создающих на своей территории особые экономические зоны, эти территории не являются самоцелью. Они в основном включены в Общую стратегию национального экономического развития.
Цели СЭЗ зависят от уровня экономического развития страны, которая ее организует, и ее национального экономического плана. Вот почему цель создания свободной экономической зоны при определенных обстоятельствах может быть иной. Цели создания СЭЗ в разных группах стран мировой экономики схожи. Хотя они и различны, цели можно разделить на социальные, экономические и научно-технологические. Экономические цели создания СЭЗ включают:
активность и расширение внешней торговли, а также общая внешнеэкономическая деятельность;
включая иностранные и национальные инвестиции в экономику;
повышение конкурентоспособности национального производства и его экономических выгод;
увеличение экспорта и рационализация импорта;
рост валютных поступлений в национальный и региональные бюджеты.
Социальная цель заключается в:
создании новых возможностей трудоустройства и повышение занятости населения;
подготовке и просвещение квалифицированных рабочих, инженерных, экономических и управленческих кадров с учетом мирового опыта;
насыщении национальных рынков, обеспечивающих производство и потребителей высококачественными товарами и услугами;
процветании населения и росте уровня жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безикова Е.В. Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование дис. … канд. экон. наук / Е.В. Безикова. – 2014. – 212 с.
2. Воропаева Д.А. Анализ особых экономических зон и пути улучшения их уровня развития в России / Д.А. Воропаева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. - №12-4(114). - URL: https://research-journal.org/archive/12-114-2021-december/analiz-osobyx-ekonomicheskix-zon-i-puti-uluchsheniya-ix-urovnya-razvitiya-v-rossii (дата обращения: 24.03.2024).
3. Инвесторам / Официальный сайт ОЭЗ ППТ «Тольятти». – URL: https://oeztlt.ru/ru/investors/greenfield/ (дата обращения: 24.03.2024).
4. Качур О.В., Особые экономические зоны как фактор современной глобальной экономики / О.В. Качур, С.И. Рудаков // Современная экономика: проблемы и решения. – 2021. – № 10 (142). – С. 146-156.
5. Латкин А.П. Теория и практика инновационно-ориентированного развития территорий особого экономического статуса: монография / А.П. Латкин, Е.В. Харченкова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2021. – 132 с.
6. Микитчук В.П. Проблемы и возможности развития особых экономических зон в условиях пандемии коронавируса / В.П. Микитчук // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 8. – С. 1593-1606.
7. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ (ред. от 04.03.2024) // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 24.03.2024).
8. Орлов С.Л. Особые экономические территории в России: монография / С.Л. Орлов, Г.Г. Иванов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2019. – 252 с.
9. Особые экономические зоны / Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/?ysclid=l9vrqi4q8q341277621 (дата обращения: 24.03.2024 г.)
10. Официальный сайт ОЭЗ ППТ «Алабуга». — URL: https://alabuga.ru/ru/incentives/#customs (дата обращения: 24.03.2024 г.)
11. Официальный сайт ОЭЗ ППТ «Липецк». — URL: https://sezlipetsk.ru/residents/ (дата обращения: 24.03.2024 г.)
12. Официальный сайт ОЭЗ ППТ «Тольятти» ». — URL: https://oeztlt.ru/ru/ (дата обращения: 24.03.2024 г.)
13. ОЭЗ «Алабуга» признана самой эффективной из особых экономических зон России/ – URL: https://www.tatar-inform.ru/news/oez-alabuga-priznana-samoi-effektivnoi-iz-osobyx-ekonomiceskix-zon-rossii-5871503 (дата обращения: 24.03.2024 г.)
14. ОЭЗ «Липецк» вышла в лидеры - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5733873 (дата обращения: 24.03.2024 ).
15. Резиденты ОЭЗ «Тольятти» инвестировали 1,3 млрд рублей в 2022 году– URL: https://www.samregion.ru/press_center/news/rezidenty-oez-tolyatti-investirovali-13-mlrd-rublej-v-2022-godu/ (дата обращения: 24.03.2024)
16. Резиденты ОЭЗ «Тольятти» инвестировали 1,3 млрд рублей в 2022 году– URL: https://www.samregion.ru/press_center/news/rezidenty-oez-tolyatti-investirovali-13-mlrd-rublej-v-2022-godu/ (дата обращения: 24.03.2024)
17. Седунова, Ю. С. Проблемы и перспективы развития ОЭЗ «Алабуга» / Ю. С. Седунова, А. В. Макжанова. // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 406-409.
18. Стрельцов А.В., Особенности ведения предпринимательской деятельности в особых экономических зонах РФ / А.В. Стрельцов, Г.И. Яковлев // Российское предпринимательство. – 2022. – Том 19. – № 4. – с. 896.
19. Фатиева, И. А. Правовой статус особых экономических зон: проблемы и перспективы нормативного регулирования / И. А. Фатиева // Молодой ученый. – 2021. – № 8 (350). – С. 141-145.
20. Федоров, А.С. Специфика правового режима функционирования особой экономической зоны «Липецк» / А.С. Федоров // Научные записки молодых исследователей. – 2021. – № 3. – С. 33-41
21. Фрумина С.В. Особые экономические зоны: введение в теорию вопроса / С.В. Фрумина // Финансовая система. – 2022. - №25-. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony-vvedenie-v-teoriyu-voprosa/viewer (дата обращения: 24.03.2024).